Авторизация:
E-Mail: Пароль:
Закрыть
RU | EN

Глава 22. Новость дня

Опубликовано: 2020-05-17 10:26:29
Этот текст доступен по адресу: http://ontext.info/122902
Что вам больше всего в себе не нравится? Я задавал этот вопрос сотням людей, и один на один, и в группах, и вот самые распространенные ответы.
• Я слишком скромный (боязливый, нервный, зависимый, слабый, пассивный, склонен себя винить).
• Я глупый (тупой, неорганизованный, не умею распоряжаться временем).
• Я толстый (некрасивый, в плохой форме, ленивый, неуклюжий).
• Я эгоистичный (критичный, надменный, тщеславный, себялюбивый, меркантильный).
• Я категоричный (недобрый, жадный, агрессивный, назойливый, ревнивый).
• Я неудачник (делаю меньше, чем мог бы; недотепа).
• Я алкоголик (трудоголик, шопоголик).
• Я перфекционист (слишком навязчив, привередлив, стремлюсь всех контролировать).
• Я зануда (скучный, предсказуемый, слишком серьезный, невежественный, необразованный, немотивированный).
• У меня нет увлечений (цели в жизни, направления, вдохновения, призвания).

И это только некоторые ответы, всего же их бесчисленное множество. Каждому не нравится в себе что-то свое, но все ответы указывают в одном направлении: «Я недостаточно хорош. Со мной что-то не так. Чего-то во мне не хватает». Это сообщение разума мы получаем снова и снова. И неважно, сколь упорно мы стараемся и сколь многого достигли: «я-мыслитель» всегда найдет какой-нибудь изъян: того нет, этого не хватает, это недостаточно хорошо. И неудивительно – вспомним эволюцию человеческого разума. Механизм «Не дать себя убить!» помогал нашим предкам выжить, постоянно сравнивая их с другими членами сообщества, чтобы избежать отвержения кланом. Разум постоянно акцентировал внимание на слабых местах, чтобы наши предки могли поработать над ними и, таким образом, внести больший вклад в жизнь клана (что также снижало риск быть отверженными).
Вопрос заключается в следующем: к чему приводит многолетнее выслушивание историй о собственных недостатках? Способствует ли это благоприятному мнению о себе? Развивает ли глубинное чувство собственной значимости, помогает ли принять себя?
Конечно, нет. Склонность «я-мыслителя» указывать области, в которых мы недостаточно сильны , в конечном итоге приводит к общему ощущению неуспешности, неадекватности, непривлекательности, некомпетентности, глупости, неполноценности, недостойности, «второсортности» – и любой другой версии истории «я недостаточно хорош» (а какая ваша?). Все это вместе обозначается термином «низкая самооценка».
Низкая самооценка
Сьюзи, двадцать три года, психотерапевт: «Я очень одинока. Наверное, если бы я думала о себе лучше, то я бы больше общалась с людьми. Но я о себе очень низкого мнения. Мне нужно повышать самооценку».
Антонио, тридцать пять лет, садовник: «Я всегда беру слишком мало за свою работу, и каждый раз здорово злюсь на себя. Но у меня язык не поворачивается попросить больше. Просто у меня низкая самооценка».
Низкая самооценка – сущая эпидемия. Как ясно из приведенных выше примеров, на нее списывают практически все: от отсутствия общения до невозможности попросить должное вознаграждение. Пациенты часто говорят, что хотели бы избавиться от низкой самооценки, иными словами, повысить ее. И я всегда задаю им один и тот же вопрос: «А что конкретно это значит – самооценка?» За годы работы я получал удивительно разные ответы, большинство из них – донельзя запутанные. Но на самом деле все очень просто: самооценка – это личное мнение каждого о своей персоне. Если мнение положительное, самооценка высокая, если отрицательное – низкая.
Вот мы и пришли к тому, что самооценка – это ряд мыслей о самом себе. Здесь и таится ключ: самооценка – не факт, а мнение . Действительно, это не истина, а не более чем крайне субъективное суждение, которое выносит о вас «я-мыслитель». «Да, похоже на правду, – скажете вы, – но разве не нужно иметь высокое мнение о себе?»
Это необязательно. Во-первых, подумаем, что представляет собой мнение: это история, состоящая из слов, не более того. Во-вторых, мнение – это суждение, а не констатация факта. (Помните? «Джулия Робертс – киноактриса» – констатация факта; «Джулия Робертс – очень талантливая актриса» – мнение или суждение.) Итак, по сути своей, самооценка – это суждение, которое выносит относительно нас «я-мыслитель».
А теперь предположим, что мы решаем повысить самооценку. Как этого добиться? Обычно мы долго оправдываемся, рассуждаем и убеждаем «я-мыслителя», пока, он, наконец, не согласится объявить, что мы «хорошие». Например, выдвигаем аргумент: «Я хорошо выполняю свою работу; я регулярно занимаюсь спортом; я правильно питаюсь; я уделяю достаточно времени своим близким; меня любят друзья; я помогаю людям в беде – то есть, в общем и целом, я хороший человек».
И если мы полностью верим этому выводу (что мы хорошие люди), тогда у нас высокая самооценка. Но есть одна проблема: при таком подходе приходится то и дело доказывать , что мы хорошие. Позитивное мнение должно постоянно оправдываться. Нужно все время парировать истории из серии «Я недостаточно хорош», что отнимает много времени и усилий. Все это весьма напоминает бесконечную партию в шахматы.
Представьте себе шахматную доску, где вместо фигур – ваши мысли и чувства. На одной части доски – черные фигуры: «плохие» мысли и чувства; на другой ее части – белые фигуры, то есть «хорошие» мысли и чувства. И между ними не прекращается схватка: белые атакуют черных и наоборот. Огромную часть жизни мы проводим в такой вот игре. Но это сражение не может завершиться, потому что количество фигур с обеих сторон неограниченно. Неважно, сколько фигур выбыло из игры; их место обязательно займут новые.
Пытаясь поднять самооценку, вы собираете воедино как можно больше белых: «Начальник только что поднял мне зарплату», «Я три раза в неделю хожу в спортзал», «Я помогаю лучшему другу справиться с серьезным кризисом».
Передвигая фигуры по доске, вы поднимаете самооценку. Но тут-то и возникает проблема: целая армия черных готовится атаковать в ответ! И как только вы расслабляетесь (перестаете делать что-то из того, чем вы обычно подкрепляете мысль «Я хороший человек»), как черные нападают – и самооценка тает, слово кусочек сахара под дождем.
Вы несколько дней не делаете зарядку – и вот вам: «Видишь? Ты же знал, что надолго тебя не хватит! Какой же ты жалкий!». Вы срываетесь на приятеле, и получаете: «Ну и какой ты после этого друг?» Допустили ошибку в работе? Держите: «Черт, да ты законченный неудачник! Даже работать нормально не можешь!»
Тогда приходится собирать дополнительные белые фигуры. Кто-то делает это с помощью аффирмаций, вновь и вновь повторяя: «Я люблю себя, я доволен собой», «Я прекрасный человек, полный любви, силы и мужества». Главный недостаток техники аффирмаций – мало кто действительно верит тому, что говорит. Все равно что убеждать себя: «Я супермен!» или «Я лучшая женщина в мире!». Сколько бы вы ни повторяли эти слова, на самом деле вы никогда не поверите им до конца, ведь так?
Противоположности притягиваются
Медленно прочтите следующие фразы и изо всех сил постарайтесь им поверить. В это же время следите за реакцией «я-мыслителя», то есть автоматически всплывающие мысли.
• Я – человек.
• Я – достойный человек.
• Я – человек, достойный любви.
• Я – человек, достойный любви и уважения.
• Я – совершенный, целостный и идеальный.

Что происходило, когда вы пытались поверить этим фразам? Большинство наверняка заметили: чем позитивнее мысль, тем труднее в нее верится и тем больше она вызывает противоположных, негативных мыслей: «Ага, как же!», «Кого ты пытаешься обмануть?», «Прекрати говорить ерунду!», «В твоих мечтах!», «Вот это шутка так шутка!». Впрочем, кое-кому удается слиться с аффирмациями и почувствовать себя великолепно – но лишь на миг. Это чувство долго не держится. Очень скоро черные атакуют вновь.
А теперь добавьте к упражнению еще одну фразу: «Я бесполезный, жалкий, отвратительный кусок дерьма!».
Что произошло на этот раз? В ответ у большинства людей появлялись позитивные мысли в свою защиту: «Подождите-ка, я вовсе не такой уж плохой!» или «Да ну нет, не поверю я в это!».
Однако кое-кто, опять же, полностью поверил этому высказыванию и почувствовал себя ничтожеством.
На самом деле можно рассказывать себе бесчисленное множество хороших и плохих историй. И пока мы озабочены поднятием самооценки, будем тратить на эти шахматы кучу времени, ведя бесконечную баталию с неиссякаемой армией негативных мыслей.
Предположим, черная фигура заявляет: «Как можно быть таким идиотом?!», и вы тут же делаете ход белыми: «Да нет, ты не идиот. Ты просто ошибся, вот и все. Ошибиться может каждый». Но черные наготове: «Кого ты пытаешься обмануть? Да ты вспомни, как ты облажался в последний раз!». И – снова ход белых: «Да-да, но в этот раз все будет по-другому, я получил хороший урок!». И – контратака: «Ха, ты в этом уверен? Да ты такой придурок, ты в жизни ничему не научишься!».
Страсти накаляются, в схватку вступают все новые фигуры. И что в итоге? Пока ваше внимание целиком отдано игре, очень непросто сосредоточиться на чем-то еще. Вы отключаетесь от жизни и от мира вокруг, с головой погрузившись в войну собственных убеждений.
Вы уверены, что хотите провести остаток дней именно так? Сражаясь со своими же мыслями? Пытаясь доказать самому себе, что вы чего-то да стоите? Постоянно заслуживая звание «достойного»? А не лучше ли просто выйти из игры?
Отпускаем самооценку
Низкая самооценка причиняет страдания, а высокая требует постоянного напряжения сил для ее поддержания. (И на заднем плане всегда маячит страх уронить ее вновь.) Какой была бы жизнь, если бы люди могли отпустить вопрос самооценки и вообще перестать себя оценивать?
Разумеется, «я-мыслитель» не прекратит выносить суждения, но вы будете воспринимать их просто как слова и картинки (именно такова их суть) – пусть себе появляются и исчезают своим чередом. (Если хотите, можете воспользоваться техникой разделения и говорить так: «У меня есть мысль, что… я недостаточно хорош». Или просто дайте истории название: «Я недостаточно хорош».)
Вопрос : Разве для осмысленной и насыщенной жизни не требуется высокая самооценка? Ответ : Нет, необязательно. Все, что вам нужно, – установить связь со своими ценностями и действовать в согласии с ними.
Вопрос : Разве высокая самооценка не помогает нам в этом? Ответ : Иногда да, но чаще – нет.
Вопрос : А почему? Ответ : Потому что постоянное стремление поддерживать высокий уровень самооценки может отдалить вас от ваших ценностей. Вспомните Мишель – она засиживалась в офисе допоздна, чтобы укрепить ощущение собственной значимости, но при этом лишала себя вечернего общения с близкими. Высокая самооценка может доставлять приятные ощущения, но лишь на короткое время. В долгосрочной же перспективе необходимость поддерживать «высоту» может измотать вас. История «я недостаточно хорош» будет появляться снова и снова – таково функционирование разума. Хотите ли вы провести остаток жизни в постоянной борьбе с ней? Зачем это нужно, если вы можете жить полноценной жизнью, и без лишних усилий?
Вопрос : Но разве люди с высокой самооценкой не счастливее остальных? Ответ : Необязательно. Высокая самооценка создает разнообразные проблемы. Она ведет к высокомерию, к излишней уверенности в своей правоте, эгоистичности, гордыне, нарциссизму и ложному чувству превосходства. То счастье, о котором говорится в книге, – полноценная, насыщенная, осмысленная жизнь – ни в коей мере не определяется самооценкой.
Вопрос
: И какую же альтернативу вы можете предложить? Ответ : Не надо ничего себе доказывать. Не пытайтесь думать о себе «хорошо». Не ищите подтверждений собственной ценности. Какие бы суждения ни выносило «я-мыслитель», умейте видеть их истинную сущность и отпускать их.
В то же время предпринимайте активные действия, согласующиеся с ценностями. Улучшайте жизнь, занимаясь тем, что имеет для вас значение. А когда вы оступитесь и свернете в сторону – а я вам гарантирую, что такое будет происходить постоянно – то не впадайте в самоуничижение. Пусть негативные суждения приходят и уходят своим чередом. Вы же просто примите, что это уже произошло и назад хода нет. Затем вовлекитесь в «здесь и сейчас», выберите нужное направление и переходите к действиям. Покинув поле битвы за высокую самооценку, вы сможете…
…Принять себя
Принять себя – значит понять, что вы – тот, кто вы есть, а не белая и не черная фигура на шахматной доске. Скорее уж, вы – та самая доска. Доска постоянно соприкасается со всеми фигурами, но не вступает с ними в борьбу.
«Да ну! – скажете вы. – Все это звучит диковато. Что вы имеете в виду, говоря, что я – шахматная доска, а не фигуры?»
А имею в виду, что фигуры на доске – всего лишь понятия и восприятия: мысли, образы и воспоминания. Разве вы можете быть мыслью? Разве вы можете быть словами «Я недостаточно хорош»? Или вы образ, картинка в собственной голове? А может, вы воспоминание, просто запись чего-то, что случилось в прошлом?
Если от этих вопросов у вас голова идет кругом, не беспокойтесь: вы не одиноки. Давайте на время отложим их и задумаемся над следующей ситуацией.
Фильм об Африке
Случалось ли вам смотреть документальные фильмы об Африке? Что вам запомнилось? Крокодилы, львы, гориллы, антилопы, жирафы? Туземные пляски? Военный конфликт? Политический переворот? Пестрые рынки? Потрясающие горы? Живописные, спокойные деревушки? Задыхающиеся от бедности трущобы? Голодающие детишки? Из документального фильма можно узнать многое, но бесспорно одно: фильм об Африке – это еще не Африка.
Фильм может передать впечатления об этой стране, показать вам яркие виды, поделиться звуками. Но все это бесконечно далеко от реального опыта путешествия по Африке. Как бы блестяще он ни был снят, каким бы «аутентичным» ни казался, фильм остается просто фильмом.
Точно так же и фильм о вас – это не вы сами. Даже если он длится тысячу часов и включает все важные эпизоды вашей жизни, множество интервью с теми, кто вас знает, кучу увлекательных подробностей и сокровенных секретов – все равно это просто фильм, а не вы.
Чтобы эта мысль стала предельно ясной, подумайте о самом любимом человеке на этой планете. А теперь ответьте, в чьей компании хотели бы оказаться: человека из плоти и крови или фильма о нем?
Так что между нами и фильмом о нас (каким бы «правдоподобным» он ни был, кто бы его ни снял) есть грандиозное различие. Я взял слово «правдоподобный» в кавычки, потому что никакой документальный фильм, к сожалению, не может дать объективной картины, так как показывает лишь крошечный ее фрагмент. С появлением бюджетного видео типичный телефильм длительностью в один час создается путем отбора «лучших кадров» из буквально десятков, а то и сотен часов отснятого материала. Разумеется, об объективности говорить не приходится.
А субъективность режиссера – ничто по сравнению с пристрастностью «я-мыслителя». Из всего жизненного опыта (сотен тысяч часов отснятого материала) оно отбирает несколько ярких воспоминаний, соединяет их с тематическими суждениями и мнениями – и получается замечательный документальный фильм « Знакомьтесь: Я! ». Проблема в том, что при просмотре фильма мы как-то забываем, что это просто добротно смонтированное видео. Хуже того, мы начинаем думать, что мы и есть это видео! Но так же, как фильм об Африке – не Африка, так и фильм о вас – вовсе не вы.
Представление о себе, самооценка, рассуждения по поводу того, каким человеком вы являетесь, – все это просто мысли и воспоминания. Но не вы сами.
Самое время задать вопрос: «Но если мысли и воспоминания еще не я, то что же тогда я?»


Зарегистрируйтесь на ontext.info для получения дополнительных возможностей по работе с сервисом.