Авторизация:
E-Mail: Пароль:
Закрыть
RU | EN

Опубликовано: 2018-06-13 22:51:52
Этот текст доступен по адресу: http://ontext.info/101379
21.Возникновение славянского книгопечатания
Причины введения книгопечатания в Московском государстве
В середине XVI в. книгопечатание проникает в Московское государство. Введение книго-печатания в Москве - результат социально-экономического развития феодального обще-ства Руси XVI в. Развитие производства и ремесла создавало необходимые технические предпосылки для учреждения в Москве типографии и перехода от рукописного способа размножения книг к более совершенному и производительному - книгопечатанию.
В политическом плане введение книгопечатания в Москве было одним из тех государ-ственных мероприятий, которые проводил Иван Грозный в 50-60-х гг. XVI в. с целью укрепления самодержавия (реформа суда, создание стрелецкого войска, губные и земские учреждения и т.д.).
В послесловии к Апостолу 1564 г. - в одном из основных источников по истории начально-го московского книгопечатания - указываются две причины, побудившие Ивана Грозного ввести книгопечатание в Москве: потребность в большом количестве церковных книг для вновь строящихся церквей в Москве и других городах, особенно в городе Казани «и в пределах его», и необходимость исправления «растленных» книг.
В завоеванной в 1552 г. Казани правительство Ивана IV насильственно вводило христиан-ство среди татар и всячески поощряло тех, кто принимал крещение. Чтобы удовлетворить возросший спрос на церковную литературу, Иван Грозный повелел покупать святые кни-ги на торгу «и в святых церквах полагати». Но тогда возникло еще одно затруднение - большинство книг оказалось непригодными, было искажено «несведущими и неразумны-ми» переписчиками, содержало различные ошибки. «Порча» книг порождала ереси, вела к религиозному вольнодумству.
Вопрос об исправлении церковных книг был доставлен на Стоглавом соборе высших ду-ховных и светских сановников, созванном Иваном IV и митрополитом Макарием в 1551 г. для обсуждения необходимых реформ в государственном и церковном управлении. Собор постановил ввести строгую духовную цензуру, конфисковать неисправные рукописи. Од-нако осуществить контроль над переписыванием книг, которое велось во многих местах Русского государства, было трудно. Этот контроль можно было обеспечить лишь при цен-трализованном способе размножения книг. Книгопечатание вызвало функциональное размежевание между печатной и рукописной книгой: «Первая надолго была закреплена для обслуживания нужд церкви, вторая оставалась надежной хранительницей и быстрой распространительницей репертуара внецерковного чтения. Поэтому именно рукописная книга была использована для развернувшейся тогда усиленной пропаганды деятельности Ивана Грозного, для прославления его личности, для доказательства происхождения рос-сийского абсолютизма от самого «Августа Кесаря», римского императора (I в. н.э.). Нет ни-каких свидетельств, говорящих о попытках, даже о замысле, напечатать такие памятники официозной историографии и публицистики, как Степенная книга, Сказание о князьях Владимирских, Казанская история и многие другие».
С середины XVI в. правительство Ивана IV приступило к изысканию средств и людей для освоения типографского искусства. Попытки завести в Москве книгопечатание с помо-щью иностранцев не увенчались успехом. Это не значит, что осваивая трудное искусство книгопечатания, разрабатывая самобытную, оригинальную технологию набора, русские первопечатники не были знакомы с существовавшим во многих странах Европы, в том числе и в славянских странах, искусством книгопечатания. И в области полиграфической техники, и в художественном оформлении первых русских печатных книг заметно ино-земное влияние. По словам Ивана Федорова, великий князь Иван Васильевич «начат по-мышляти, как бы изложить печатные книги, якоже в грекех, в Венеции, и во Фригии и в прочих языцех». С опытом издательского дела за границей мог познакомить наших книго-печатников просвещенный писатель-публицист Максим Грек. Обучаясь в конце XV - нача-ле XVI в. в Италии, он был близок к знаменитому в то время издателю АльдуМануцию. В 1518 г. по просьбе Василия III он приехал в Россию для исправления переводов церковных книг. В Москву он привез с собой и образцы изданий типографии Альда. Русским книгопе-чатникам были, разумеется, известны и другие печатные книги, созданные как в западных, так и в югославянских странах. Они сумели творчески, с учетом национальных традиций, свойственных русскому книжному искусству, переосмыслить чужой опыт, а в ряде случа-ев вносили и новое в технику печати.
Иван Федоров и Петр Мстиславец. Московский период деятельности
Не сохранилось документальных сведений о детских и юношеских годах жизни Ивана Фе-дорова. Известно лишь из послесловия к Апостолу, что он был дьяконом церкви Николы Гостунского в Московском Кремле. Нет сведений и о том, где и у кого обучался русский первопечатник типографскому искусству. Возможно, он работал в анонимной типогра-фии. Об этом говорит сходство некоторых полиграфических приемов, использованных в московских безвыходных изданиях и в книгах, выпущенных в Москве Иваном Федоровым. Единственные документы, из которых мы узнаем о деятельности Ивана Федорова в Москве, - послесловия к московскому и львовскому изданиям Апостола - первой русской печатной датированной книги.
Апостол печатался целый год-с 19 апреля 1563 г. по 1 марта 1564 г. Последняя дата отмеча-ется как начало книгопечатания на Руси.
Апостол 1564 г. - выдающееся произведение русского первопечатного искусства. По тех-нике печати, качеству набора и оформлению Апостол намного выше анонимных изданий. Книга напечатана черной и красной краской. Технология двухцветной печати напоминает приемы анонимной типографии. Но Федоров вносит и новое. Он впервые применяет у нас двухпрокатную печать с одной формы. Использует он и метод двухпрокатной печати с двух наборных форм (встречающийся в Триоди постной), как это делалось во всех евро-пейских типографиях.
Апостол был отредактирован первопечатниками (по-видимому, при участии митрополита Макария и других просвещенных деятелей из окружения Ивана IV). Были улучшены орфо-графия и язык Апостола, освобожденные от архаизмов и неславянских выражений и обо-ротов. Это замечательное творение Ивана Федорова долгие годы служило непревзойден-ным образцом для поколений русских печатников.
В 1565 г. Иван Федоров и Петр Мстиславец выпустили два издания Часовника. Учебный ха-рактер и небольшой формат Часовника объясняют исключительную редкость этого изда-ния. Книга быстро зачитывалась и ветшала. Часовник сохранился в единичных экземпля-рах, да и то преимущественно в зарубежных книгохранилищах. Оба издания Часовника от-печатаны тем же шрифтом, что и Апостол. Однако общее полиграфическое исполнение Ча-совника ниже Апостола. Объясняется это, по-видимому, спешкой.
Вскоре после издания Часовника Иван Федоров и Петр Мстиславец вынуждены были по-кинуть Москву. Известно, что Иван Федоров подвергался в Москве гонениям за свою дея-тельность. Упоминание в послесловии к львовскому Апостолу о «многих обвинениях в ереси», которые возводились недоброжелателями на первопечатников, заставляет пред-положить, что одной из главных причин преследования Ивана Федорова и Петра Мсти-славца было их критическое отношение к тексту печатаемых ими богослужебных книг, их «вольнодумство». Очевидно, первопечатники имели возможность подготовиться к отъез-ду. Они захватили с собою много типографских материалов (матрицы, пунсоны, резные доски).
Покинув Москву, Иван Федоров и Петр Мстиславец отправились в Литву. Они останови-лись в имении Заблудово (под Белостоком), принадлежавшем гетману Григорию Алексан-дровичу Ходкевичу - ярому стороннику политической автономии Великого княжества Ли-товского, ревнителю православного вероисповедания для белорусского населения литов-ских земель. Ходкевич предложил Ивану Федорову печатать русские православные книги с целью сохранения национальной самобытности русско-белорусского населения, боровше-гося против насильственного ополячивания и католицизма, за свой родной язык и нацио-нальное достоинство.
Первой книгой, напечатанной московскими мастерами в Заблудове, было Евангелие учи-тельное, вышедшее в свет 17 марта 1569 г. Эта книга уже значительно отличалась по оформлению от московских изданий. В ней имеется титульный лист и предисловие, напи-санное Ходкевичем. На обороте титульного листа - герб Г.А. Ходкевича. Шрифты и заставки те же, что и в московских изданиях.
Вторым заблудовским изданием была Псалтырь с Часословцем, печатавшаяся с 26 сентяб-ря 1569 г. по 23 марта 1570 г. Это - одно из лучших изданий Ивана Федорова, напечатанное уже им самим без помощи Мстиславца. Книгу украшает фронтиспис - портрет царя Давида, выполненный гравюрой на дереве. Псалтырь с Часословцем - очень редкое старопечатное издание. Сохранилось всего три дефектных экземпляра этой книги.
Подлинным шедевром типографского искусства Ивана Федорова явилась знаменитая Острожская библия. Хотя существуют два варианта титульных листов с выходными дан-ными - на одном указана дата 12 июля 1580 г., на другом - 12 августа 1581 г., все же, как предполагают специалисты, было выпущено лишь одно издание Библии. Различие выход-ных данных объясняется сложностью работы - многократными исправлениями, повтор-ным редактированием, нарушением последовательности в наборе и печатании отдельных частей.
Тираж книги примерно 1000-1200 экз. Сохранилось до нашего времени около 250 экз. И это понятно - книга большого объема и формата, обращались с ней весьма бережно. Все же большая часть тиража - около 1000 экз. - не дошла до нас. Редкость книги отмечалась уже в XVII в. в предисловии к Московской библии 1663 г. Выдающийся чешский ученый XVIII в.
Первое напечатанное кириллическим шрифтом издание Библии, осуществленное Иваном Федоровым, послужило образцом для последующих ее русских изданий.
Отпечатав Библию, Иван Федоров по причинам, недостаточно выясненным, разошелся с князем Острожским и возвратился в начале1583 г. во Львов. Там ему удается с большими трудностями оборудовать типографию и приступить к набору новой книги. Однако выпу-стить ее в свет ему уже не пришлось. К этому времени относится ряд изобретений Ивана Федорова в пушечном деле (в том числе оригинальное многоствольное орудие). Реализо-вать их московскому мастеру, однако, не удалось. Обремененный заботами и многочис-ленными долгами, Иван Федоров заболел и 5 (15) декабря 1583 г. скончался.
Иван Федоров сыграл в истории русской книги выдающуюся роль. Его печатный станок служил просвещению русского народа. Деятельность Ивана Федорова носила глубоко пат-риотический и в широком смысле слова просветительный характер. Насаждая книгопеча-тание в Москве, Белоруссии и на Украине, Иван Федоров внес неоценимый вклад в разви-тие культуры и общественной жизни братских славянских народов, содействовал их сближению, национальной независимости. Присущие книгоиздательской деятельности Федорова черты высокой гражданственности и просветительства стали отличительными чертами передового русского книгопечатания и Книгоиздательского дела, бережно, со-хранившего и приумножившего славные традиции великого русского первопечатника.


Зарегистрируйтесь на ontext.info для получения дополнительных возможностей по работе с сервисом.