Авторизация:
E-Mail: Пароль:
Закрыть
RU | EN

Опубликовано: 2018-06-13 22:50:52
Этот текст доступен по адресу: http://ontext.info/101376
18.Книга Древнего мира.
Наиболее древним материалом для книг была, вероятно, глина и ее производные (черепки, керамика). Еще шумеры и эккадяне лепили плоские кирпичики-таблички и писали на них трехгранными палочками, выдавливая клинообразные знаки. Таблички высушивались на солнце или обжигались в огне. Затем готовые таблички одного содержания укладывались в определенном порядке в деревянный ящик - получалась глиняная клинописная книга. Ее достоинствами были дешевизна, простота, доступность. К ящику с табличками прикреп-лялся глиняный ярлык с названием произведения, именами автора, владельца, богов-покровителей - своеобразный титульный лист. Из глины же делались каталоги - клино-писные перечни хранящихся книг.
Египтяне очищали стебли срезанного тростника от коры и из пористой сердцеви-ны нарезали тонкие ленты. Их укладывали слоями, один поперек другого; сок папируса об-ладал свойствами клея. Засыхая, он спрессовывал папирус в сплошную массу, эластичную, достаточно ровную и прочную. Высушенный папирус полировали пемзой и морскими ра-ковинами, подкрашивали и белили. Так описывает изготовление писчего папируса есте-ствоиспытатель Плиний Старший.
Папирус, однако, был хрупок, и нарезать из него листы и переплетать их было неце-лесообразно. Поэтому папирусные ленты склеивались или сшивались в свитки, которые скручивались, завязывались, укладывались в специальные футляры - капсы или капсулы, к которым прикрепляли этикетки с названием книги, получался свиток - одна из первых известных форм книги в мировой цивилизации.
Самые ранние дошедшие до нас папирусные свитки датируются III тысячелетием до н. э. Первоначально они были распространены только в Египте, но после македонского за-воевания, в эпоху царей Птолемеев, Египет становится поставщиком этого удобного и сравнительно дешевого писчего материала во все страны Средиземноморья. Известны па-пирусные свитки греческого, римского, персидского, еврейского, арабского, грузинского происхождения. Век папирусной книги окончился только в X-XI веках н. э., после мусуль-манского завоевания Египта. Последним документом, написанным на папирусе, считается Папская булла (1022 г.).
Создавались и роскошные свитки. Так называемый императорский папирус окра-шивался соком раковин, добываемых со дна моря. На нем писали золотыми и серебряными красками ("хрисоул", "кодекс аргентеус" и т. д.). Были и обыденные сорта, даже специаль-ный оберточный папирус. Фабрикант папируса Фанний прославился в истории. Были свитки, выкованные из драгоценных металлов, а также склеенные из ткани.
Господство папируса оставалось неизменным, хотя книги создавались из листков слоновой кости или из кипарисовых досочек, покрывавшихся воском. Они скреплялись вместе, текст выцарапывался острым стилом. От этого, кстати, и произошло выражение "хороший стиль". Такие книжечки именовались по числу листков: два (диптих), три (триптих), много (полиптих). Были свитки, выкованные из драгоценных металлов, а также склеенные из тканей.
Наряду с папирусом получил распространение и материал, сделанный из шкур мо-лодых животных - телят, коз, овец, кроликов. Назван он был пергамен, по наименованию места, где был изобретен этот способ. Пергам - малоазиатское эллинистическое государ-ство. Длительное время папирус и пергамен употреблялись одновременно, но с III-IV ве-ков, ввиду упадка производства папируса в Египте, пергамен стал выдвигаться на первое место. Для изготовления пергамена снятую шкуру молодого животного выскабливали ножом, удаляли остатки жира и шерсти, затем высушивали, полировали, окрашивали. Лучшие сорта пергамена делались из кожи, взятой с загривка или брюшка, дешевый пер-гамен получался из кожи, взятой с закраин.
Расцвет пергаменной книги начинается с наступлением христианской эры. Перга-мен был дороже, чем папирус, зато более универсален и долговечен. Вначале из пергамена приготовляли свитки, как из папируса. Однако вскоре подметили, что в отличие от папи-руса он легко записывается с обеих сторон. Пергамен нарезался на четырехугольные ли-сты, которые сшивались между собой. Так родилась господствующая ныне универсальная форма книги - кодекс, или книжный блок. В буквальном смысле "кодекс" в переводе с ла-тинского языка означает "деревяшка". Возможно, произошло это оттого, что переплетали книгу в деревянные доски. Древнейшие пергаменные книги-кодексы дошли до нас от II века н. э.
Вместе с книгой-кодексом родилось переплетное искусство. Нарезанные листы пергамена сгибались (фальцевались) в определенном порядке. По-гречески лист в четыре сложения "тетра" именуется тетрадь. Из тетрадей по шестнадцать и по тридцать две стра-ницы формировался том - книжный блок любого формата.
Предприниматель-рабовладелец, занимавшийся размножением и продажей руко-писных книг, назывался по-гречески "библиопола" - буквально книгораспространитель, а по-латыни "либрарий" - книжник.
Авторы книг, если они были богаты и знатны, могли и сами купить рабов-каллиграфов, нанять их на время или даже послать своего невольника обучаться в кни-гописную мастерскую. Потребность в книгах в странах античности (Греция, Рим, эллини-стические государства) быстро возрастала, что привело к расширению книжного рынка.
Античные писатели оставили нам множество свидетельств о том, как в эпоху импе-раторского Рима можно было размножить путем многократной переписки 50-100 экзем-пляров произведения одновременно. Продавцы книг стремились привлечь в свои лавки писателей, библиофилов, специально нанимали чтецов, чтобы они вслух читали отрывки из продаваемых книг. Начиная с Юлия Цезаря в Риме создавались рукописные "Acta diurna", так называемые дневные новости - предки современных газет. Они также размножались в книжных лавках.
Цена книги определялась главным образом размером свитка или кодекса, однако зависела и от оформления, и от спроса, и от известности, популярности автора книги. По-трепанные книги продавались гораздо дешевле, однако, если это были раритеты, то есть редкие книги, цена их значительно возрастала. В книжной лавке Древнего Рима можно бы-ло взять книгу напрокат, для временного пользования.
Впрочем, значительная часть потребностей древнего читателя в книге удовлетво-рялась при помощи общественных библиотек. Их называли публичными. Только в Риме их насчитывалось двадцать восемь. Были и небольшие частные читальни в крупных городах. Расцвет книжного дела в античные времена был уделом крупных центров культуры. На периферии и в отдаленных регионах оно развивалось слабо.
В Древнем Китае было налажено изготовление бамбуковых книг. Тонко выструган-ные пластинки бамбука скреплялись вместе металлическими скобами в виде современной раздвижной оконной шторы. На такой книге-шторке, так же как и на изобретенном позд-нее шелке, китайцы рисовали свои иероглифы кисточками, используя для этого тушь.
Бумагу китайцы первоначально делали также из бамбуковой массы. Очевидно, по-этому она приобрела название от исторических слов "бомбакка" и "бомбицинна".
В странах Европы предки германцев и славян, если им случалось получить греко-римское образование, удовлетворяли свою потребность в книгах рукописями греков и римлян. Их же многочисленные соотечественники, как показывает этимология слов, обо-значающих книгу ("библио", "либер", "либро"), удовлетворялись записями или засечками на деревянных пластинах. Доступнейшим материалом для письма была береста. До нас дошли способы ее переработки: тонкий слой коры молодых деревьев выдерживался в ки-пятке, из нее нарезался лист, по эластичности не уступавший современной бумаге. Из него изготавливались книги-свитки и книги-кодексы.
Берестяные книги наибольшее распространение получили у древних славян, а так-же у народов Северной Индии. Для изготовления писчего материала кожица дерева сдира-лась и пропитывалась специальным составом. Склеенные листы заворачивались в ткань для лучшей сохранности. Первые берестяные книги Индии датируются IX веком н. э.
Итак, Древний мир дал человечеству письменность, а вместе с ней все богатство ду-ховной культуры. В ходе развития древнейших цивилизаций Египта, Китая, Греции, Рима родилась и развивалась наиболее распространенная до сих пор форма книги - кодекс. Кни-га была подчинена сугубо утилитарной задаче закрепления и передачи информации. С по-явлением жанрового разнообразия в древней литературе книга получает элементы укра-шения - рисунки, орнаменты, добротные красивые переплеты. В итоге древний человек создал книгу, которая воспринимается как единый целостный организм и которая служи-ла и продолжает служить источником вдохновения не одному поколению создателей кни-ги.


Зарегистрируйтесь на ontext.info для получения дополнительных возможностей по работе с сервисом.