Авторизация:
E-Mail: Пароль:
Закрыть
RU | EN

Опубликовано: 2018-06-13 22:43:03
Этот текст доступен по адресу: http://ontext.info/101355
48.Академическое собрание сочинений. Обзор существующих со-браний сочинений русских классиков.
Академическое полное собрание сочинений должна включать все написанное писа-телем. Здесь должны быть собраны не только все законченные произведения, но и различ-ные отрывки, незрелые детские упражнения, написанное на не родном языке, переводы с других языков, выполненные писателем как в стихах, так и в прозе, сочинения, написан-ные в сотрудничестве с другими авторами, сочинения, принадлежность которых данному автору лишь вероятна, но не бесспорна, а также всевозможные материалы, относящиеся к творческой истории произведения: варианты, планы, первоначальные наброски и т.п. Ака-демическое издание включает не только произведения писателя - художественные, пуб-лицистические, научные, философские и т.д. Оно включает и такие тексты, которые нельзя назвать "произведениями": письма, дневники, всевозможные документы, записи, записи, заметки, конспекты, надписи на подаренных книгах, альбомные записи и т.п.
Гораздо более, нежели академический, распространен другой тип полного собрания сочи-нений: он не имеет общепринятого названия, его условно называют неакадемическим полным собранием сочинений.
Неакадемическое полное собрание сочинений имеет значительно боле широкий круг читателей, чем академическое, хотя в этот круг не входит массовый читатель, а пред-назначаются в основном для читателей со специальным интересом к литературе. Состав полных собраний сочинений этого типа сильно отличается от состава академических из-даний. В неакадемическое полное собрание сочинений могут не входить все тексты писа-теля, но обязательно входят все его произведения. Несвязные же отрывки произведений, черновые наброски могут отсутствовать в издании данного типа.
Интересы широких кругов читателей удовлетворяются собраниями избранных со-чинений. Их цель дать читателю наиболее ценное, интересное, значительное в творчестве писателя. Критериями отбора произведений в собрания избранных сочинений являются произведения, наиболее ценные с точки зрения художественных вкусов и эстетических принципов читателя, сыгравшие роль в истории литературы, отмеченные отзывами авто-ритетной критики. Необходимо, чтобы в собрании избранных сочинений писатель был показан разносторонне: в различных жанрах, в различные периоды зрелой поры его твор-ческой жизни.
Кроме типичных собраний сочинений Б.Я. Бухштаб выделяет промежуточные типы. Неко-торые собрания избранных сочинений почти не отличаются от полных собраний. Таковы некоторые издания, именуемые на титульном листе просто "собраниями сочинений".
Промежуточный характер носят и такие собрания сочинений, которые включают полно-стью произведения одного или нескольких жанров и совсем не включают произведений других жанров. Если в наследии писателя ценен лишь один какой-нибудь жанр, обычно издается полное собрание произведений, принадлежащих к этому жанру: таковы много-численные полные собрания басен Крылова. Подобные издания относятся, в сущности, к типу избранных сочинений, но их особенность в том, что отбираются не отдельные про-изведения, а жанры в полном составе.
Разновидностью изданий избранных произведений одного автора является сбор-ник: поэтический, прозаический, драматический или смешанный, составленный самим автором или составителями. Обычно объединенные в нем произведения представляют некое художественное единство и часто подводят итог уже законченному периоду творче-ства.
Академическое издание — это высшее издание, публикация книги с наиболее полным, совершенным содержанием, созданным для детального изучения и глубокого анализа текста произведения любого вида литературы.
В связи с тем, что для разработки и оформления такого издания необходимы специ-ально организованный научный процесс, соответственные материальные условия и тех-нические возможности, его подготовкой в основном занимаются академические учрежде-ния, оснащены нужным материально-техническим и учебно-методическим оборудовани-ем, чем, собственно, и обусловлено название академических изданий.
Академическое издание зачастую является результатом кропотливого и плодо-творного труда ученых, длительным процессом исследований.
В списке академических изданий значатся наиболее обширные собрания сочинений классической мировой литературы, а также научных трудов.
К примеру, полные собрания сочинений
А. С. Пушкина в 16 томах (1937-1949 года),
Л. Н. Толстого в 90 томах (80 книг, 1928-1958 года),
собрание научных трудов А. Эйнштейна в 4 томах (1965-1967 года) и др.
Академическое собрание сочинений включает все авторские произведения, черно-вые и беловые автографы, редакции, а также дневники, мемуары, письма автора и обычно выходит немногочисленным тиражом.
Цели академического издания
Основными целями академического издания является всеобщее обследование тек-стологами авторитетных рукописных и первопечатных источников, т к. на базе проверен-ного текста академического издания не только выпускаются массовые издания, а и созда-ются все научные теории творчества писателя.
Окончательный текст академического издания устанавливается на основе всесто-роннего исследования всех печатных и рукописных источников, что в отдельных случаях дает возможность устранить проникнувшие в прижизненные издания опечатки.

Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений в 30 томах (комплект из 33 книг)
Наука. Ленинградское отделение 1972г. 15564с.
Данное издание на сегодняшний день – наиболее полное и лучшее среди всех под-писных изданий Достоевского – величайшего писателя, автора легендарных романов, рас-сказов и повестей. Единственное советское издание Достоевского в собрании сочинений, включающее все известные законченные произведения, публицистику, рассказы и пове-сти. Белая бумага, позолота, крепкие блоки, лучшие переводы советской школы перевод-чиков. Хорошее коллекционное состояние, и гармоничная серия переплетов отлично укра-сит ваш интерьер, а содержание томов доставит удовольствие в течение долгого времени. Настоящее Полное собрание сочинений Ф. М. Достоевского, выпущенное Институтом рус-ской литературы (Пушкинским домом) Академии Наук СССР, является первым и самым полным изданием сочинений писателя, подготовленным на основе критического изуче-ния всех выявленных до настоящего времени источников текста - печатных и рукописных. Оно включает в свой состав все известное нам его художественное, публицистическое и эпистолярное наследие. Необходимость такого издания обусловлено величием художе-ственного гения Достоевского и громадным значением его наследия для современности, мировой славой его произведений и их широким воздействием на передовую культуру и литературу всего человечества. Художественные произведения (Тома I - XVII). Публи-цистика, письма (Тома XVIII - XXX). В наличии также и редкий дополнительный том XXX (Книга 2), завершающий собрание, включающий в себя Дополнения, Дарственные и дру-гие надписи и пометы на письмах, а также - Сводные указатели ко всему Собранию. Глав. ред. В. Г. Вазанов. Редакционная коллегия: В. В. Виноградов, Ф. Я. Прийма, Г. М. Фридлендер, М. Б. Храпченко. Тексты подготовили и примечания составили: И. А. Битюгова, В. А. Викто-рович, Е. И. Кийко, Т. И. Орнатская, Г. В. Степанова, Ц. М. Пошеманск Л.: АН СССР, Ин-т рус-ской лит-ры (Пушкинский Дом), Наука, 1972-1990г. Твердый, издательский переплет, не-много увеличенный формат.

Пушкин А. С. Полное собрание сочинений, 1837—1937: В 16 т. / Ред. комитет: М. Горький, Д. Д. Благой, С. М. Бонди, В. Д. Бонч-Бруевич, Г. О. Винокур. — М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1937—1959.
ОПИСАНИЕ ИЗДАНИЯ
Полное собрание сочинений Пушкина в 16 томах, приуроченное к столетней годов-щине со дня смерти поэта (1937), готовилось с 1933 г. при участии всех виднейших уче-ных-пушкинистов. Оно было осуществлено издательством АН СССР в 1937—1949 гг.; до-полнительный семнадцатый том (не имеющий нумерации) увидел свет в 1959 г.
Произведения в издании расположены по отдельным видам и жанрам, а внутри каждого вида и жанра — по хронологии. Наиболее крупные произведения составляют от-дельные тома или самостоятельные разделы. Первые три тома собрания включают стихо-творения Пушкина, 4-й и 5-й — поэмы; в 6-м томе помещен "роман в стихах" "Евгений Оне-гин", в 7-м — драматические произведения, в 8-м — повествовательная проза; 9-й том от-дан "Истории Пугачева", 10-й — "Истории Петра"; тома 11 и 12 содержат критику, публи-цистику и автобиографический материал, тома 13—16 — переписку. Дополнительный том содержит вновь обнаруженные или пропущенные по недосмотру тексты, а также сводные указатели ко всему изданию.
Шестнадцатитомное издание и по сей день является самым полным собранием ли-тературных творческих текстов Пушкина. Значение этого издания чрезвычайно велико и выходит далеко за рамки пушкинистики. В отношении прочтения, анализа и публикации вариантов текста оно послужило главным образцом для последующих академических из-даний русских классиков.
Вместе с тем, в действительности "большое академическое" издание Пушкина не является "полным": в него не вошли два тома, намеченные редакцией к выпуску (один том содержал все рисунки Пушкина, другой — тексты "нетворческого" и неэпистолярного ха-рактера, ранее собранные в отдельный сборник "Рукою Пушкина"). По цензурным сообра-жениям из собрания была изъята обсценно-порнографическая баллада "Тень Баркова", принадлежность которой Пушкину доказал М. А. Цявловский. Наконец, по не зависящим от редакции причинам издание вышло без полноценных комментариев (их место заняли краткие справки об источниках текста). Отсутствие пояснительных примечаний — суще-ственный недостаток "большого академического" собрания.

Лермонтов М. Ю. Сочинения: В 6 т. — М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1954—1957.
Настоящее собрание сочинений великого русского поэта М. Ю. Лермонтова содер-жит критически установленный текст произведений поэта и полный свод вариантов к ним.
Все произведения и письма, вошедшие в издание, проверяются и печатаются по наиболее точным печатным текстам, автографам и авторитетным копиям.
Тексты сопровождаются краткими примечаниями, заключающими в себе сведения об источниках текста, о первом появлении в печати, о дате создания и краткие фактиче-ские разъяснения, необходимые для понимания произведения.
В собрание входят все художественные произведения, планы, наброски и письма поэта. Собрание состоит из 6 томов:
Томы 1 и 2 — Стихотворения.
Томы 3 и 4 — Поэмы и повести в стихах.
Том 5— Драмы.
Том 6 — Проза и письма, даты жизни и творчества Лермонтова, указатели.
Внутри каждого тома произведения располагаются в хронологическом порядке. Этот порядок определяется датой написания или, за ее отсутствием, датой выхода в свет произведений Лермонтова. Раздел «Другие редакции и варианты» помещается вслед за ос-новным текстом.
Стихотворений, принадлежность которых Лермонтову не может быть неопровер-жимо доказана, даются в приложениях (в разделе «Произведения, приписываемые Лер-монтову»). Тетради, содержащие конспекты лекций, прослушанных Лермонтовым в Шко-ле гвардейских подпрапорщиков и кавалерийских юнкеров, и так называемые «юнкерские поэмы» в собрание не включаются.
Значительно увеличен раздел вариантов и других редакций. Основным принципом воспроизведения вариантов является наиболее полный и точный свод всех разночтений и ранних редакций, отличающихся от окончательных чтений основного текста; этим дости-гается возможно более полная документальная характеристика творческой работы Лер-монтова над созданием своих произведений.
Перед разделом «Примечания» дается краткий обзор источников и пояснение условных обозначений.

Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений в 90 томах. (Москва: Издательство «Художе-ственная литература», 1935)
Настоящее юбилейное издание впервые дает полный, критически выверенный текст всех писаний Л. Н. Толстого, начиная с юношеских его произведений и кончая философскими статьями и дневниковыми записями последних лет его жизни.
Помимо общеизвестного текста его произведений, в издание входит богатый, впервые публикуемый материал, содержащий в себе отдельные произведения, наброски, отрывки, а также варианты и откинутые автором сцены к уже изданным произведениям. Изучение первоисточников дало этот исключительный по богатству и художественной ценности материал: оно открыло неизвестный до настоящего времени юношеский период творче-ства Толстого, предшествующий «Детству»; полосу его драматического творчества 1850—1860 гг. (семь произведений, из них одна большая, вполне законченная комедия), статьи и заметки Севастопольского периода, несколько «начал» романа из эпохи Петра I, начальные работы по нескольким другим историческим замыслам и мн. другое; дневники и записные книжки, охватывающие собой всю жизнь Толстого, с юношеских лет до последних дней, и представляющие неоценимый источник для уяснения его личности и творчества. Помимо этого обширного материала в настоящее издание войдет вся переписка Л. Н. Толстого, включающая свыше 7000 его писем к разным лицам по самым разнообразным вопросам, на разных европейских языках.
Соответственно этому материалу, всё издание, заключающее в себе до 95 томов, распада-ется на три основных группы или серии:
1) Произведения, как художественные, так и теоретические (педагогические, философско-религиозные, публицистические и сборники мыслей);
2) Дневники и записные книжки;
3) Письма.
Писания первой группы, произведения, составят первую серию в сорок пять томов (в среднем по 30—35 печатных листов том). В эти томы входят, во-первых, окончательные редакции произведений, в основу текста которых кладутся подлинные рукописи автора и наиболее авторитетные прижизненные издания произведений, печатавшихся или самим Толстым или по его поручению; во-вторых, кроме этого окончательного текста, печатают-ся, представляющие особый интерес, текстуальные отличия (варианты) предшествовав-ших ему публикаций; в-третьих, печатаются неизданные произведения, неоконченные или окончательно не отделанные; в-четвертых, — черновые (в огромном большинстве остающиеся до сих пор неопубликованными) варианты, представляющие интерес в худо-жественном, биографическом или историческом отношениях.
Все произведения сопровождаются комментариями редакторов, в которых даются сведе-ния о рукописях и краткая история творческой работы и печатания данного произведе-ния. В комментариях к теоретическим произведениям, кроме этого, даются примечания биографического, исторического и т. п. характера.
Вторая серия, содержащая дневники и записные книжки с 1847 по 1910 г., составит трина-дцать томов (в среднем от 30 до 40 печатных листов том), заключающих в себе до 200 пе-чатных листов авторского текста, из которого до сих пор напечатано лишь около 17 пе-чатных листов дневников. Что касается записных книжек, то текст ни одной из них не был до сих пор напечатан.
Писания третьей серии — письма — составят тридцать один том (в среднем по 35—40 пе-чатных листов том), из которых до двух третей печатаются впервые.
К дневникам и письмам дается исчерпывающий информационный комментарий.
Указатели (произведений по алфавиту, произведений хронологически, писем по адресатам и общий ко всем томам собственных имен, а также тематический) составят четыре по-следних тома издания.
Все даты по 31 октября 1917 г. приводятся по старому стилю; новый стиль в каждом слу-чае оговаривается, за исключением дат номеров заграничных изданий. С января 1918 г. да-ты только нового стиля.
Географические названия показываются применительно к эпохе писания Толстым его произведений.
Все томы снабжены иллюстрациями (в количестве до 400); сюда войдут: портреты Тол-стого, виды местностей и домов, где он жил, снимки с его рукописей, снимки с обложек из-даний, представляющих библиографический интерес, и пр.; географические карты (Кавка-за, Севастополя, Тульской и Орловской губ. и др.) и генеалогические таблицы.



Зарегистрируйтесь на ontext.info для получения дополнительных возможностей по работе с сервисом.